суббота, 16 апреля 2011 г.

Н.Н. Никулин:
"И господин Эрвин Х. откровенно презирает меня, сводит до необходимого контакта со мною, не провожает меня в аэропорт, поручив это шоферу такси. Однако общение с господином Эрвином Х. и мне, мягко говоря, не доставляет удовольствия. Я ведь сперва бросился к нему с открытым сердцем: вместе страдали, вместе мучились и умирали (воюя друг против друга под Погостьем - А.В.). А теперь я не вижу в нем ни проблеска интеллекта - одна деловитость и энергия. Мне неприятны его самоуверенность и чувство превосходства над всем, что есть в мире. Господин Эрвин Х. остался таким же, каким был в сороковых годах! Испытания закалили его, ничему не научив. Какой же я был глупый идеалист тогда, в сорок первом, под Погостьем - считал, что в немецкой траншее страдает эдакий утонченный интеллектуал, начитавшийся Гёте и Шиллера, наслушавшийся Бетховена и Моцарта. Оказывается, это был господин Эрвин Х. Да, он ничему не научился, остался самим собой, а я? А я начал прозревать и постепенно осознал, почему красноармейцы безобразничали в Германии в 1945 году (в то время, не задумываясь, это осуждал, что и понятно, - А.В.). Это была месть немцам, которые много хуже вели себя на нашей земле. Но, может быть, ещё большую ненависть вызывали заносчивость, наглость и высокомерие многих немецких солдат и особенно офицеров, сохранившиеся даже после войны".
("Воспоминания о войне", отрывок).

Он же:
"Выезжает из газона (немец-инвалид в Мюнхене, в 80-х или 90-х годах - А.В.), нажимает кнопку, и его тележка мчится вдоль по тротуару, обгоняя расступающихся прохожих. Все портативно, все надежно, все электрифицировано. А я вспоминаю Ваську из 6-й бригады морской пехоты. Бригада вся полегла в сорок первом, а Васька уцелел, но потерял обе ноги. Он соорудил ящик на четырех подшипниках и занимался сбором милостыни, подставив для этого морскую фуражку. Сердобольные прохожие быстро наполняли ее рублями и трешками. Тогда Васька напивался и с грохотом, гиканьем и свистом врезался в толпу, поворачиваясь на ходу то спиной, то боком вперед. Происходило это в пятидесятые годы на углу Невского проспекта и улицы Желябова, у аптеки. Тоскливо было мне и стыдно. Зашедши в аптеку, я услышал, как провизорша, красивая и молодая, вызывает милицию, чтобы та убрала смутьяна. Неужели ей не дано понять, что Васька положил свою молодую жизнь за нее, что она не сгорела в гетто только потому, что Васька не пожалел своих ног, а те, кто был с ним, своих голов? Потом Васька исчез...
В те годы добрая Родина-мать собрала своих сыновей - героев-инвалидов, отдавших свое здоровье во имя Победы, и отправила их в резервации на дальние острова, чтобы не нарушали красоты столиц (и спокойствия провизорш - А.В.). Все они тихо умерли там". ("Воспоминания о войне", отрывок).

Он же:
"Справа от входа, в небольшой капелле жарко полыхают огни в сотнях небольших плошек: немцы ставят их вместо свечей, опустив монету в копилку. Чуть выше, в нише стены статуя Богоматери. Успокоение нисходит на меня. Церковь эта не наша, но Бог-то у нас один... Беру плошку, зажигаю, и мой маленький робкий огонек тоже теплится рядом с другими, огонек надежды, просветления, очищения. Поднимаю глаза и вижу светлый лик Богородицы...
Помоги нам, заблудшим, Дева Пречистая! Очисти нас от зла, успокой измученные души наши...".
("Воспоминания о войне", финал).

Комментариев нет:

Отправить комментарий