вторник, 22 марта 2011 г.

Не поленюсь, выпишу.
"Умница" и "любимец всей партии", Николай Иванович Бухарин (настоящая фамилия, не псевдоним):
  "Гейне принадлежит к числу такого рода гениальных людей, вокруг имени которых ведутся ожесточённые бои: историко-литературные, критические, политические. Это - не случайность, не каприз истории, не идеологические выверты со стороны спорящих. Гейне настолько блестящ и ярок, так многогранен и прихотлив, что из драгоценного ларца его поэтического творчества можно выбрать кинжал тираномаха и брильянтовый перстень аристократа; весеннюю свирель и меч революции; жемчужины слёз и циничную иронию; средневековый амулет и пурпурное знамя пролетарского переворота. Гейне - король видений и снов, сказочный принц романтической грезы. И в то же время великий насмешник, земное воплощение богини Иронии, гениальный "свистун". Вождь "партии цветов и соловьёв". А на другой странице - лихой барабанщик революции. Духовный аристократ, утончённый индивидуалист, эстет, любимец самых изящных муз и граций. И в то же время друг Маркса и Энгельса, травимый всеми полицейскими собаками и всеми "христианско-германскими ослами". Великий проповедник реабилитации материи, плоти, чувственности. И наряду с этим пилот, мчащийся в высь мистических туманов. Яростный враг всякого филистерства, торгашей, бирж, капиталистических идолов. А вместе с тем восторженный поклонник буржуазной цивилизации, гурман, дитя этого мира, привязанное к нему миллионами тончайших звеньев и цепей. Певец грядущего коммунизма и одновременно его хулитель. Разве можно подыскать ещё более пеструю и в то же время сверкающую драгоценным великолепием линий и красок поэтическую ткань? Личная жизнь: безмерная жажда наслаждений, поэтические и литературные сражения, любовные рыдания и утехи и ожесточённая политическая борьба, трагическая агония, растянутая на ряд долгих мучительных лет; могучий светлый интеллект, погибащий в смертельной, неравной борьбе со сверлящим ядовитым штопором спирохеты (! -А.В.). Гейне - это филигранная работа всей эпохи". (Из статьи "Гейне и коммунизм")
Класс, ай да "умница", ай да "любимец партии".

Он же, "академик - исследователь науки":
"Более почвенным, гораздо менее культурным (чем Ал.Блок - А.В.), с мужицко-кулацким естеством прошёл по полям (! - А.В.) революции Сергей Есенин, звонкий песенник и гусляр, талантливый лирический поэт. Он совсем по-другому (чем Ал. Блок - А.В.) "принял" революцию. Он принял только ее первые этапы, или вернее, первый этап, когда рухнуло помещичье землевладение. Песенный строй его поэтической речи, опора на народную деревенскую ритмику, на узоры деревенских образов, глубоко лирический и в то же время разухабисто-ухарский тембр его поэтического голоса сочетались в нем с самыми отсталыми элементами идеологии: с враждой к городу, с мистикой, с культом ограниченности и кнутобойства. Его порывы к пролетариату были в значительной мере внешними рефлексами. Его настоящее нутро (внимание, пошёл донос - А.В.) было наполнено ядом отчаяния перед новыми фазисами переворота. Но в нём глубоко таилась надежда и на то, что история пойдёт по другому пути. "Исповедание веры", настоящее credo его поэтического творчества имеется в его по-своему замечательной брошюре "Ключи Марии". Там мы и найдём "социализм"... Этот "социализм" прямо враждебен пролетарскому социализму". (Из доклада "О поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества в СССР").

Комментариев нет:

Отправить комментарий