суббота, 26 марта 2011 г.

Амвросий Оптинский:
"Нравственное совершенство на земле (несовершенное) достигается не всем человечеством в совокупности, а каждым верующим в частности, по мере исполнения заповедей Божиих и по мере смирения".

6 комментариев:

  1. Каким образом?
    История - разве (или только) нравственный процесс? Можно собраться всем обществом и договориться на какое-то время перестать друг друга грабить или заключить между собой временный мир (дать себе передышку), чем в какой-то мере и на какое-то время поменять ход истории (и то иллюзия: чему надлежит быть, то случится; скажем, эрцгерцога убьют). Но договориться с завтрашнего утра всем обществом начать внутреннее совершенствование - невозможно (даже в монастыре). Это решается частным (внутридушевным) путём (и примером). Что и имелось в виду у Амвросия. Частное совершенствование или нравственное падение могут влиять на исторический ход (так как включает в себя элемент свободы, и зависит от таких качеств человека, как доброта, коварство, четсность, лживость, жадность, кровожадность и т.д.), но отрицать историю - никак. Как можно отрицать уже свершившееся - в Вечности? Отрицай, не отрицай, она исполнится. Возможны лишь манипуляции. Но это дело человеческое. Ход истории и нравственное совершенствование человека (человечества) - параллельны, но друг друга не отрицают.
    Это моё, конечно, мнение (частное). Институт Истории санкции на него мне не давал.

    ОтветитьУдалить
  2. да, параллельны. но получается, что все замыкается только на жизненном пути одного человека. затем начинается заново. а история здесь нечто вторичное. и даже не обязательное. впрочем, я и сам чувствую, что это достаточно спорный момент. но я только хочу сказать, совсем не обязательно вплетать себя, таким образом, в окружающий мир, устремлять свои усилия вовне, а наоборот - вовнутрь.

    ОтветитьУдалить
  3. Монахи так и поступают - уходят из мира и, зачастую, только фиксируют ход этой самой истории, в которой задействован человеческий мир,- (летописцы). Но не все люди монахи, и нам приходится участвовать в историческом процессе, хотим мы этого или нет. И если не было бы этого процесса, невозможно было бы и нравственное совершенство - это возможно только на земле. И получается, что история вторична, но при этом и обязательна, по отношению к нравственному совершенству отдельного человека, а в итоге и всего человечества. Но повторяю, без исторического хода это невозможно. Такая странность. Лично твое отношение к этому зависит от того, что ты считаешь первичным, - Материю или Дух. Я согласен с утверждением, что душа человеческая важнее всего Космоса. Хотя бы потому, что способна любить и страдать, а к тому же и свободна. Космос таким даром не обладает.
    И ещё: "вовнутрь" совсем не исключает "вовне". Если ты не буддист. Александр Невский - воин и святой. Одно другому не мешало. Примеров много.
    Извините за сумбурность. Старался быть кратким.

    ОтветитьУдалить
  4. мне это и понятно и близко.

    ОтветитьУдалить
  5. Рад пониманию. Случается нечасто. А уж близко - так и вовсе.

    ОтветитьУдалить