суббота, 29 января 2011 г.

В 1985 году "Советский Писатель" издал сборник "Круг". Составители Б.И. Иванов и Ю.В. Новиков. В этом сборнике был напечатан и мой рассказ "Понедельник, 13 сентября". Про русского мужика, попавшего во время Великой войны в плен и отсидевшего в немецком концентрационном лагере, а потом - и в нашем, где валил лес. Редактировали его, сборник этот, долго, согласовывали с авторами, со мной тоже. Последний раз свой текст я видел перед тем, как его сдали в печать, текст был моим до последнего слова. А когда вышла в свет книжка, многие ужаснулись, и я в том числе. Вот как (в случае с "Понедельником") цензура потрудилась, нас не уведомив об этом, а тайком:
У меня:
"Так вот, Козий Пуп, говорят, если смотреть на него с вертолёта, напоминает огромную разноцветную палатку. Я в этих местах на вертолёте не летал, Козий Пуп сверху не видел, но в то, что это так, верю охотно. Тем более что говорили мне об этом люди наблюдательные, но не болтливые".
У соавторов: 
"Так вот, Козий Пуп, говорят, если смотреть на него с вертолёта, в стародавние времена напоминал огромную палатку. Я в этих местах на вертолёте не летал, Козий Пуп сверху не видел, но в то, что это так, верю охотно. Тем более что говорили мне об этом люди наблюдательные, но не болтливые, хорошо помнящие старину".
Когда это, в какие стародавние времена, спрашивается, хорошо помнящие старину цензоры летали на вертолётах?.. Они, цензоры, подстраховались, но автор выставлен придурком.
В то время велась партией антиалкогольная политика, и угодливыми цензорами в мой текст были вставлены разные перлы - "зелёные змии, душегубы..." и тому подобные словечки, для текста моего совсем не характерные. Они, вставки эти, многочисленны, и утомлять я ими Вас не стану.
Вот так до нас, до читателей, доходили в те благословенные времена тексты. Ну ладно, думаю, вы что-то выбросили, ну а зачем своё-то понапихивать?
Сейчас такого нет, наверное, но ты теперь попробуй напечататься. Тебе ответят: Вася (или Федя), народу этого не надо, вот если бы ты написал про то, как зять пришёл домой, изнасиловал тестя, тёщу и собаку, а потом расчленил их трупы и спустил в унитаз, другое дело - пипэл бы скушал и за милу душу. Ох что-то в это мне, про пипэл-то, не верится. За дураков опять, однако, держат нас. Или я что-то тут не понимаю.

2 комментария:

  1. творческий подход у ребят был :))) - элемента фэнтези хотелось, наверное... :)

    ОтветитьУдалить
  2. У них не творческий был подход, они хотели в креслах усидеть, и не фэнтези они захотели, а в штаны едва не наложили - отчитываться-то им за выпускаемые ими книжки надо было перед Органами, а те в те времена не миндальничали.

    ОтветитьУдалить