понедельник, 14 января 2013 г.

Взгляд, в основном, из Америки. Эксклюзив (в авторской редакции)

Статья "Тектонический сдвиг" этого автора была опубликована ранее.


Михаил Казачков


Точка Бифуркации


    Год назад, между Рождеством и Новым Годом, я сочинил документ, названный Тектонический Сдвиг. Он большого успеха не имел: несколько близких мне людей отозвались вполне положительно, но никто его публикацией не заинтересовался. Полагаю, тому было две причины. Во-первых, уж очень глубоко я попытался копнуть. Конец национальных суверенитетов хотя и неизбежен, но едва ли это вопрос ближайшей пары лет.
    А дальше мало кто нынче заглядывает. Потому и воспринят мой текст был как некое абстрактное умозрение, хотя предсказания скорых катастрофических последствий мой анализ и содержал. Второй фактор я мог бы и предвидеть. Как сказал мне добрый приятель журналист, «если бы это написал Сорос или нобелевский лауреат по экономике, может, мы и напечатали бы…» Т.е. я экспертным лицом не вышел.
Итак, про профессиональных экспертов, к которым я, действительно, не принадлежу. Таким экспертом нельзя быть, если тебя не печатают – пришлось бы менять профессию. А того, кто начнет каркать слишком черными предсказаниями, печатать гарантированно перестанут.
    Потому что если ему поверят, то это приведет к падению фондового рынка, а то и того что по-английски называется run on the bank, т.е. внезапному и массовому изъятию средств из банков и превращения бумажных активов в материальные. Сегодня нет авторитетных изданий, не имеющих тесных связей с могучими деловыми структурами, вовсе не заинтересованными в подобных потрясениях. Поэтому в печати нет, и не может появиться авторитетных экспертных предсказаний финансового конца света, что бы там сами эксперты своим женам у себя на кухне ни рассказывали.
   В силу сказанного, мнения экспертов следует читать как в свое время газету «Правда» – между строк. Так вот, все больше звучит заявлений о том, что даже ближайшее экономическое будущее непредсказуемо. Вдумайтесь в эту формулировку. Может ли быть непредсказуемым положительное развитие событий? Вдруг случайно все станет хорошо? Идем по улице и находим кошелек с миллионом? Т.е. все, конечно, возможно, но это уж,
извините, – с исчезающей вероятностью. Для хороших исходов указаний практически всегда предостаточно. Это скверные события обычно непредсказуемы. Кошелька мы случайно не найдем, а вот матвиенкина «сосуля» на голову свалиться может – зима только начинается, а одну женщину в Петербурге уже убило. Т.е. опасность от сосулек на крыше очевидна: достаточно голову поднять и посмотреть. Только вот мало кто смотрит… Так вот, мой анализ как раз для этого, чтобы читатель посмотрел.
   Вот так я возразил на упрек в недостаточной экспертной славе. Ну, а на упрек в попытке
заглянуть поглубже мне возразить нечего – mea culpa. Однако же: «я поросеночек и не
стыжусь, я поросеночек и тем горжусь!» Так что кому такое не интересно, кончайте читать прямо тут. А я снова воспользуюсь затишьем между Рождеством и Новым Годом и обновлю свой анализ под новым углом. И называться этот новый угол будет «вроде Мавроди». Суеверные люди только что оправились от ожидания конца света по древним майя. Для майя он, действительно, наступил, причем весьма давно. Как это не раз случалось и прежде – кончилась вода, еда, еще какой-нибудь жизненно важный ресурс, и баста: конец цивилизации. А вот для нашей технологической пока что нет. Хотя мы грешны тем же самым: были в прерии стада бизонов – теперь мой кошелек из бизоньей кожи продукт охраняемой фермы, где этих самых бизонов чуть ли не из пробирки заново произвели. Или повторил Никита Сергеевич Хрущев ляп американских фермеров на целинных землях, превратив плодородные пашни в источник песчаных бурь – и ничего, мы все еще тут, и даже не голодные.
    Отличие вовсе не только в том, о чем вам расскажет каждый записной эксперт: дескать, мы науку и технику оседлали, они нас и выручают. До известной степени выручают, конечно. Но я скорее сказал бы – лишь оттягивают момент расплаты. На мой взгляд, главная роль технологического прогресса в том, что он позволил атлантической цивилизации последовательно расширять географическую – а потому и ресурсную – базу. Майя не могли переместиться на еще не перенаселенные земли: там уже было занято, а завоевать туземцев им оказалось слабо. Европейцы же – даром, что порох не они, а китайцы изобрели, – справились. Сначала грубо-колониально и с рабовладением; со временем так, что туземцы и разобраться-то толком не могут, как же именно их облапошивают. Однако мы тут не морализаторствуем, а анализируем. Важно, что расширение ресурсной базы позволило западной цивилизации в тупик древних майя не упереться. Пока.
   Вышеприведенная аргументация годится для «зеленых» – природные ресурсы Земли конечны, дальше расширяться некуда, опомнитесь, сограждане и остановитесь. Не то, чтобы они были неправы. Однако я тут о другом. Есть один ресурс не совсем природный, и в современной цивилизации играющий роль вполне ключевую: деньги. Это пока люди жили на грани голодного вымирания вода и пища были из всех наиважнейшим ресурсом. На нашей стадии развития цивилизации нам уже столько всего разного надо, что в счет только универсальный эквивалент – за доллары можно получить все что угодно. Сразу же оговорюсь: есть и другие валюты. Нет, я имею в виду не евро, не рубли, и даже не сингапурские доллары – их всех вместе взятых не хватит, чтобы обслужить мировую экономику. Я имею в виду ценности нематерильные. Они всегда периодически возникали и составляли конкуренцию чисто денежной мотивации.
    Только не надо тут вспоминать про «пассионарность»; эта ненаучная фантастика сына гениальных родителей тут ни при чем. Лучше почитать Виктора Тернера «Символ и Ритуал» (можно скачать бесплатно с http://fileshare.in.ua/6263830) – он очень внятно пишет о милленаристских движениях (стр. 183) вроде взрывного распространения ислама, да и вообще книга замечательная. Сегодня тоже налицо исламский взрыв, и он тоже не имеет немедленной и для участников очевидной связи с устремлением к материальным благам. В истории России подобное происходило во все отечественные войны. В Америке вторая
мировая тоже подняла волну совсем не денежной мотивации. Но это всегда всплески,
эпизоды. А в целом народ больше за денежкой норовит. И вот тут-то уместно вспомнить г-на Мавроди и пирамидные схемы. Только наш Мавроди слишком мелко плавает. То ли дело Бернард Мэдофф, отбывающий сейчас срок в американской тюрьме. Этот бывший президент биржи NASDAQ в течение многих лет крутил не имеющую прецедентов финансовую пирамиду, за что летом 2009 года и был приговорен к 150 годам и компенсации в сумме 170 миллиардов долларов «обманутым вкладчикам». Напоминаю: пирамидная схема работает следующим образом. Инвесторам убедительно обещают высокую отдачу, и обещание неукоснительно выполняют. Поначалу выполняют, за счет вкладов новых инвесторов. Которых становится все больше, ибо слухом о реально высоких выплатах земля полнится. Пока налицо приток нового капитала, все счастливы. Когда его пул исчерпывается – вроде как природные ресурсы у древних майя – для финансовой пирамиды наступает конец света.
     Инвесторы первой волны остаются с доходом, им хорошо. Плохо тем, кто поверил в
неправдоподобно высокие проценты в заключительной стадии процесса. При освоении
американского континента трапперы, китобои, охотники на бизонов заработали состояния.
     Затем накопленный таким образом первоначальный капитал профинансировал сеть
железных дорог и развитие индустрии, что позволило продолжать осваивать все новое
ресурсное пространство – до самого Тихого океана. Так дело и шло до сентября 1929 года,
когда рухнул фондовый рынок. За ним в депрессию свалились и многие другие
национальные экономики. Первая реакция американских властей тогда только ускорила и
углубила коллапс экономики – в 2008-м году Обама этой ошибки уже не совершил.
    Вновь избранный президент Франклин Делано Рузвельт принял меры. На время они немного помогли, но по-настоящему капиталистическая экономика смогла выйти из штопора опять-таки только за счет расширения ее базы. Для этого потребовалась победа в мировой войне.
    Война ввела в обращение другую, альтернативную доллару «валюту» – «валюту» готовности приносить жертвы ради победы. Надо признать, что Вашингтон блестяще воспользовался открывшейся возможностью. С окончанием войны все его главные экономические конкуренты – Англия, Германия, Япония – оказались в руинах. Мудро предоставив им капитал для восстановления в рамках плана Маршалла, США таким образом профинансировали закупки своей продукции: больше-то купить было негде. Вроде как выдали кредитные карточки разоренным странам, как в последние десятилетия их выдавали любому готовому их взять американцу.
    Одновременно продавили т.н. Бреттон-Вудское соглашение, обсуждение которого увело бы нас в сторону. Достаточно сказать, что оно зафиксировало за долларом уникальную роль т.н. резервной валюты. И что ж было не продавить, коли партнеры тогда жили за американский счет. Разумеется, был еще Советский Союз с его сателлитами, который от всего этого отгородился железным занавесом. Поэтому ресурсную базу современного капитализма удалось тогда расширить только на полмира. Но и это оказалось неплохо для подпитки пирамиды на добрые полвека. Тем более, что опять помогла дополнительная, нематериальная мотивация: холодная война с ее экзистенциальной угрозой ядерного уничтожения. Эта нематериальная «валюта» оставалась в обращении почти до середины 1990-х. И снова ранние инвесторы получили отличную прибыль, расширился присоединившийся к пирамиде в годы холодной войны средний класс, а до обрушения пирамиды дело дойти не успело – советский блок рухнул первым. Вот уж где самых разных валют было великое множество: мяснику за вырезку – билеты на балет; билетному кассиру – подготовить дочку в ВУЗ; дочке – обеспечить хорошее распределение; им с мужем – путевку в санаторий, а то и в Болгарию. Сплошной бартер, стреноживающий экономику, которая куда лучше развивается при едином универсальном эквиваленте. Только рубль уже успешным, неголодным людям был не больно интересен – сколько раз я слышал: «портреты Ленина не коллекционируем, достань нам…» и дальше следовало что-нибудь из вышеприведенного перечня. Это только вначале в Союзе была идеология, единообразная нематериальная «валюта». А в последние советские десятилетия остался один лишь альбом парциальных квази-«валют»…
    С падением СССР стала возможна полная и окончательная глобализация – расширение базы пирамидной схемы на весь мир. Что за последние 20 лет привело не только к мега-обогащению самых ранних инвесторов, но и к процветанию сотен миллионов сравнительно новых, в том числе и в третьем мире. Бедность там резко сократилась, но, разумеется, только статистически: в их экономической котлете намешаны «один рябчик, и одна лошадь». Темпы экономического развития Индии, например, более чем впечатляющие. Вот только число голодающих огромно и растет. Ну, а в России тонкая прослойка городского «офисного планктона» зажата между олигархами и их штатом с одной стороны, и путинским электоратом с другой.
   Тем не менее, прогресс, как нам говорят эксперты, налицо. Да вот только дальше-то что? Куда теперь расширяться? Может и случайно, что в 1999 году очередной фильм про Джеймса Бонда назвали "The World is Not Enough," или «И Целого Мира Мало». Уже в следующем году лопнул первый пузырь, т.н. «доткомовский». По словам Евгения Ясина, «А. Гринспен, глава американской ФРС, в 2001-ом году решил поддержать экономику США и всего мира, накачав в неё ликвидность. На 6 лет хватило. Далее наступил кризис, усиленный такой политикой». Это цитата из его блога от 30-го декабря 2012.
   Из первого лопнувшего пузыря избыток бумажных денег перетек в недвижимость; вскоре лопнул и этот пузырь. Пирамида крошится на глазах. Чтобы население этого подольше не замечало, центральные банки ведущих стран как очумелые пустились – и по сей день продолжают – печатать бумажные деньги. А что им еще остается: когда кончаются новые реальные инвесторы в уже крошащуюся пирамиду, увеличивай денежную массу – глядишь, еще пару лет никто наготу короля и не заметит. Увы, у российских уголовников есть замечательная поговорка: «сколько обезьяна ни хитри, у нее все равно жопа голая».
    Вот если бы какие-нибудь инопланетяне с деньгами нашлись, как было бы здорово их в нашу пирамиду завлечь – глядишь, еще десяток-другой лет простояла бы, а мы, ранние инвесторы, еще бы деньжат подзаработали. Однако сколько телевизионных программ про пришельцев ни снимай, реальные как-то не приманиваются.
    Признаков наступающего финансово-экономического конца света (как мы его знаем), сколько угодно. Неужели кто-то верит, что руководящие элиты Европы и Америки так внезапно поглупели, что не могут найти рационального выхода из у всех на глазах давно уже углубляющегося кризиса? Раньше все отлично предвидели: и план Маршалла – раздачу денег буквально вчерашним заклятым врагам – затеяли вовремя, и финансовую систему для всего мира так предусмотрительно соорудили, что она по сей день выручает. А теперь вот и на пару лет вперед озаботиться не могут. Полноте, все кому надо всё понимают. Только, как собаки, сказать не могут – иначе все рухнет сразу, в одну черную неделю вера в бумажные деньги испарится, и тогда такое начнется...
    Привести пример что начнется? Пожалуйста. Продовольствия в Бостоне, например, ровно на три дня. Супермаркет заказывает подвоз, банк гарантирует оплату, поставщики завозят. Магазины продают и расплачиваются с банками. Нет веры бумажным деньгам, нет и кредита. Без кредита нет завоза. Через три дня труба. Или вы думаете, что в Москве сильно иначе?
    Не сомневайтесь, власти готовятся. Иначе зачем американскому собесу (!) закупать сотни тысяч разрывных пуль, полицию обеспечивать беспилотниками, а морпехам поставлять спецвооружение для разгона толп с радиусом действия всего в сотню метров? В стране, где 5% населения Земли владеет половиной всего оружия планеты, волей-неволей забеспокоишься. Тем более, что согласно второй поправке к конституции, которую в США принимают всерьез и буквально, оружие в руках населения не просто для того чтобы не поохотиться. Поправка прямо гласит, что имеет целью обеспечить народу не только право, но и средства защитить себя от тирании центральной власти.
     Полагаю, что и в Кремле достаточно людей, которые пусть не ясно видят, но в целом чувствуют, что ожидает мир. И рассчитывают на то, что «война все спишет». Других рациональных объяснений путинизму второго извода я не нахожу: какая там демократия, когда скоро в голодные толпы стрелять придется… Только вот расчет спрятаться с награбленным на Западе до смешного нелеп – там у них и деньги конфискуют, и жить станет ох как неуютно.
     Так все же что именно будет, и когда оно начнется?
     Точной даты нет и быть не может. Если бы Федеральная Резервная Система не начала свой «великий эксперимент» по печатанью практически неограниченного количества бумажек, все бы уже рухнуло – может, даже именно 20 декабря 2012, как якобы велел календарь майя.
    Избрание Митта Ромни также ускорило бы катастрофу. При Обаме год-другой, думаю, у нас остался. Разве что он каким-то чудом скоординирует свои меры не только с Европой, но еще и с Китаем, что продлит агонию до конца его президентского срока. Однако чем дольше работает американский вариант взбесившегося принтера (долларов), тем жестче будет шок от коллапса, и не только в Америке.
    Конкретно чего я жду от крушения нынешнего мирового порядка, уже написано год назад, повторяться не стану. Что именно наступает по другую сторону точки бифуркации нельзя знать в принципе. Впрочем, у меня есть два предположения. Коллапс может оказаться очень большой красной кнопкой с надписью «reset», или «перезагрузка». В этом случае небольшое число предусмотрительных и уже сегодня богатых людей сохранит свое положение, в то время как по всему миру массы испытают резкий спад уровня жизни. Сотни миллионов просто погибнут, причем не только от голода, но и от распада социальной ткани и крушения общественного порядка. Еще больше расцветет мракобесие, однако на этот раз «темные века» продлятся лишь десятилетия. Постепенно начнет восстанавливаться экономический обмен, как и в древности опирающийся на бартер, серебро и золото. Потом появятся сначала местные бумажные валюты (примеры уже налицо), потом какие-то из них начнут принимать на все большей и большей территории… Одним словом, «все опять повторится сначала».
   Но можно помечтать и о качественно ином мире по другую сторону точки бифуркации. Я где-то прочитал, что в средневековой Европе лишь 40 человек были посвящены в умение строить готические соборы. За все века пока их строили – всего 40! Подумайте только: эпидемия или война запросто могли их уничтожить, нить знания прервалась бы, и в Европе не было бы ни кельнского, ни миланского, ни собора Парижской Богоматери… Пусть даже процент обладающих знанием в новое темное время будет тот же или даже меньше – но ведь и людей на Земле сегодня насколько больше! Должно будет сохраниться не 40, а сорок миллионов владеющих знанием. Может они найдут способ дополнить универсальный эквивалент другой, нематериальной «валютой» обращающейся на постоянной основе. Только чтобы она оказалась не фундаменталистской религиозной мутью, а чем-нибудь достойным человека, созданного по образу и подобию Божьему.
Знаю, знаю… но как же без надежды? Кстати, если в России мы говорим «надежда умирает последней», то американцы – «hope springs eternal». У нас она хоть и последней, а умирает. А в Америке она вечно бьющий родник.
    
 январь 2012 года

 Санкт Петербург, Бостон, Монтевидео

Комментариев нет:

Отправить комментарий