понедельник, 9 апреля 2012 г.

Прот. Александр Шмеман:
"В Easthampton'е читал данные мне П. Литвиновым номера русско-израильского журнала "Время и мы" - крайне расхваленного Литвиновым и его женой. Журнал евреев - русских интеллигентов, сидящих в Израиле и, так сказать, "осмысливающих" свою судьбу. Очень сильное и очень странное впечатление. Прежде всего от безысходного надрыва, пронизывающего все их писания. Все это действительно русские люди, русские интеллигенты, для которых русская культура, русский язык - свои. И, вместе с тем, кровно обиженные Россией, и не столько "советчиной" как таковой, а утробным русским антисемитизмом. Обиженные, раненные этим отвержением и не могущие оторваться от русской темы, несмотря на свой отъезд, "репатриацию" в Израиль и все свое, со страстью культивируемое, еврейство. Тон, в сущности, такой: мы ее (Россию) любили, она нас никогда не любила и своими не признавала. Надо "размежевываться", но и это не удается, потому что и для размежевания нужно взаимное признание, взаимное принятие, а его нет, нет, во всяком случае, с одной стороны - русской. Тупик, настоящая трагедия. Читая, снова думаю, что еврейство являет ужас всякого национализма (составная часть, движущая сила которого почти неизбежна в антисемитизме), но, являя, как бы не понимает, что само-то оно националистично по самой сути своей, есть в каком-то смысле субстрат национализма, религиозно не только окрашенного, но детерминированного. Именно потому что их религия целиком направлена на самих себя, на "народ", на собственное избранничество и т. д., на свою особую миссию, на свою обособленность, они и есть источник и внутреннее мерило всякого национализма. И мне опять ясно, что "снимается" эта проблема только во Христе, но это сказать легко... Парадокс еврейства: оно требует, чтобы все отказались от своего национализма, но признали, что единственный законный национализм - это их, еврейский... Чтобы никто не смел говорить о "народности" и "самобытности" кроме них. И то, что они обличают и осуждают, - достойно осуждения и обличения, но, однако, то, во имя чего они осуждают, равнозначно тому, что они осуждают. Порочный круг. Их единственное, царственное величие было бы в полном самоотречении, и это и совершилось во Христе, а они живут самоутверждением, в котором нет, никогда нет величия и правды. И потому что еврейство не захотело, умря для себя, ожить и "получить все обетования" в христианстве, христианство оказалось отравленным псевдоеврейством: самоутверждением и мессианством "христианских наций", национализмом и т. д. На глубине ясно одно: все еврейство о Христе, а евреи думают, что им удастся убедить нас, что христианство - это только для христиан... И как ошибаются те христиане, которые - от "жалости", чувства вины и т. д. - считают, что евреи правы, что у них свой, отличный от нашего завет с Богом... Все подлинное в христианстве - от еврейства, все христианство - "слава людей Твоих Израиля...", а они требуют от нас признания, что их все это не "касается". Какой ужас и какая слепота! И отсюда страшный еврейский невроз, которым пронизан и этот, в сущности такой русско-интеллигентский, журнал".
(Дневники: 1973-1983. М.: Руcский путь, 2007. С. 364-365)

Комментариев нет:

Отправить комментарий